Неуютный холодный январский вечер. Под ногами снеговая каша. В домах зябко. Вот и светловолосая женщина на сцене всё кутается и кутается в вязаную шаль. Но вдруг она запела и растопила не только атмосферу в зале, а, кажется, и границы человеческого бытия. Ведь зазвучало во Дворце горняков невероятное в пять октав сопрано Анны Герман.
Воплотила образ давно ушедшей любимой народом певицы актриса театра и кино Алёна Биккулова. Моноспектакль «Гори, гори, моя звезда…», в котором она выступает и исполнительницей роли, и сценаристом, и режиссёром, поддержал благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт».
Жизнь-проповедь
Тихое перебирание гитарных струн и тихий голос попадает с первых слов в самую суть:
«Наш мир теперь такой… очень суетливый… Нам даже бывает некогда сказать самому близкому и дорогому человеку, который рядом с нами живет, что мы его любим. Поцеловать, обнять, когда он с работы приходит. Страшно много вещей важных, которые нужно сразу решить, сказать, а самое важное уходит как-то так на задний план».
Почему Анна Герман жила любовью и пела только о любви? Потому что «мы с этим чувством рождаемся, приходим в этот мир. И посмотрите, независимо от того директор это или министр страшно важный, или простой мужик в поле, все хотят любить, быть любимыми». Так говорила она.
В цитатах певицы перед зрителем прошла жизнь девочки, девушки, женщины. Сначала трудное советское военное детство в качестве дочери осуждённого за измену Родине немца, смерть брата, мытарства переездов из города в город вместе с матерью и бабушкой.
Никогда во взрослой жизни Анна Герман не занималась политикой.
«Соловью на ветке безразлично, на какой стороне границы куст с веткой. Малышу, слушающему мамину колыбельную, важен только мамин голос», – писала она в автобиографической книге «Гимн торжествующей любви».
Золотой голос
Девушку тянуло в искусство, она хорошо рисовала, но мать настояла на выборе более практичной профессии. Анна пошла в геологи, но судьба всё равно привела её в студенческий театральный клуб в польском Вроцлаве, куда она переехала с семьёй. Алёна Биккулова в сценах образно показала и её первое выступление на публике, и комплексы из-за высокого роста, и пережитую в Италии аварию, в которой певица получила 49 переломов, и боль последних дней жизни в письмах к сыночку Збышеку.
А голос души певицы прозвучал в песнях. «Когда цвели сады», «А он мне нравится», «Надежда» вызвали бурный отклик и аплодисменты. Когда же зазвучало «Эхо любви», на глазах заблестели слёзы.
«Только слышишь эти слова «Покроется небо пылинками звёзд» и сразу же вспоминается кинофильм «Судьба». Судьба этого поколения, война, которая прошла через их жизни, а сегодня перекликается с нашими. Спасибо актрисе, которая, пропуская всё это через себя, смогла передать нам так ярко», – сказала одна из зрительниц Надежда Салбиева.
«Этот золотой голос вернул меня в детство, в котором из окон звучали песни Анны Герман. Счастлива, что попала на спектакль!» – подхватила Светлана Локтионова.
Дерзкие замыслы
«Для меня самое главное в моих героинях, это возможность через них донести какие-то человеческие истины», – поделилась с журналистами актриса Алёна Биккулова.
Первой пробой в жанре моноспектаклей для неё стала Эдит Пиаф. Постановку «Жизнь в розовом цвете – Женщина в любви» железногорцы увидели в августе 2022 года. По мнению актрисы, Эдит Пиаф – это «земная женщина, которая горит страстями, но стремится к каким-то светлым идеалам», а Анна Герман – «высокий духовно-нравственный вектор»:
«Если Эдит Пиаф – это исповедь, то Анна Герман – это, конечно же, проповедь. Она всю жизнь не хотела предать себя. Отказывалась от песен и действий, которые может и могли бы сделать её популярной, но не были в её характере. И то, что она поехала в Италию, как она сама говорила, за длинным грошом, она воспринимала потом, как предательство себя, а случившуюся с ней аварию как назидание».
Интересно, что Алёна Биккулова не боится играть героинь, разноплановых не только характером, манерой поведения, но и голосовыми данными. Сейчас, когда жители городов, где работают предприятия Металлоинвеста, знакомятся со спектаклем об Анне Герман, на столичных сценах уже идёт её постановка о жизни Марии Каллас. Это одна из величайших оперных певиц XX века. Как Алёна поёт оперные партии?
«Я честно скажу, когда в первый раз пришла к педагогу, она сказала мне: «Ну это ты, конечно, дерзко решила». Однако дала мне хорошую базовую подготовку, и потом я полтора месяца занималась самостоятельно, муштровала партии. Когда показала, что у меня получилась, педагог была удивлена».
Актриса говорит, что в новой постановке не только сложное пение, но и не менее сложные режиссёрские ходы, которые она надеется показать железногорскому зрителю в следующий приезд.
Источник: Железногорские новости.
Фото: Владимира Авдеева.