Алена, как известно, ваша первая роль в кино – дочь майора Соловца из «Улиц разбитых фонарей». Какие у вас впечатление от этой работы? Перед кинокамерой стоять не страшно было?
– Первым режиссером, который провел мое «боевое крещение» в кино, был Григорий Жихаревич. Этот замечательный режиссер и человек как раз и снял меня в роли дочери Соловца – Нины. Жихаревич сделал все, чтобы на съемках я чувствовала себя свободной. Я уж не говорю об Александре Половцеве, прекраснейшем артисте, который все время шутил, таким образом поддерживая меня, подбадривая, и у меня просто не было возможности чего-то бояться. Пожалуй, самым большим страхом для меня было то, что ради этих съемок мне пришлось прогулять актерское мастерство в Театральной Академии (СПбГАТИ, бывший ЛГИТМиК). Я была в то время студенткой второго курса, и наш мастер – профессор Галина Андреевна Барышева – категорически запрещала нам сниматься в кино. Поэтому мы снимались редко и втайне от нее. И больше всего я боялась того, что она случайно увидит меня в телевизоре и выгонит с курса. Но этого, к счастью, не произошло, и мне удалось окончить Академию с отличием.
Ваша кино- и сериальная карьера начала успешно складываться после участия в «Бандитском Петербурге», «Тронутых» и «Татьянином дне». Какая роль из этих фильмов вам ближе: принципиальная (до поры до времени) староста Канюкина, ловко охмуряющая бизнесменов журналистка Алина Шайтар или простая деревенская девушка Светлана?
– Скоро на экраны должен выйти фильм Евгения Герасимова «Туман рассеивается», где я играю возлюбленную главного героя – студентку Лену. Роль хоть и небольшая, но считается главной женской (в этом фильме в основном мужские роли, все-таки это кино о становлении российской внешней разведки). Так вот, пожалуй, эта роль мне ближе всего. Моя героиня правильная и справедливая, и я благодарна Евгению Владимировичу за эту роль. Она получилась очень сильной, яркой, и я осталась довольна своей работой, хотя по отношению к себе бываю очень самокритичной.
Можете ли сказать о себе, что в одно прекрасное утро проснулись знаменитой?
– Конечно, нет. Чудес не бывает. Все, что я получила в жизни – это итог большого труда, и работы над собой, и профессии. А поскольку профессиональным артистом в одно мгновение не становятся, то слава и признание приходят постепенно.
Давайте, все-таки, допустим, что вы стали знаменитой в один прекрасный момент… Какая роль дала этому большой толчок?
– Трудно сказать. Меня вообще радует, что я не играю однотипные роли. Очень часто артист становится заложником одного образа. У меня же все мои героини абсолютно разные. Это и Зина Канюкина – «синий чулок», и журналистка-авантюристка Алина, и Светка из деревни, и Полина – исполнительница романсов из «Королей игры».
На улицах вас узнают?
– Да. Даже когда я отдыхала в Египте, и, казалось бы, меня невозможно было узнать – загар, мокрые волосы, и, тем не менее, узнавали. В основном меня знают по фильмам «Бандитский Петербург 10: Расплата» и «Татьянин день».
Расскажите о своей карьере певицы. В каком жанре исполняете песни, где обычно выступаете?
– Пою все, что можно назвать хорошей, настоящей песней. Это и романсы, и народные песни, и песни советских композиторов, и песни советского кино, и французские шлягеры из репертуара Эдит Пиаф, Мирей Матье и Шарля Азнавура, итальянские песни, другие зарубежные, военные и, конечно же, песни собственного сочинения. Я коренная ленинградка, поэтому вполне естественно, что мои сольные концерты проходят на сценах родного города. Это и театр эстрады, и Белый зал Политехнического университета, и Александро-Невская Лавра… 29 ноября этого года состоялся мой первый сольный концерт в Москве, в ЦДРИ. Был полный зал, и принимали меня очень тепло и восторженно. В программе концерта были романсы, народные песни и авторские произведения. И что меня особенно порадовало – всем понравились мои авторские композиции.
Кем себя ощущаете больше: актрисой или певицей?
– Артисткой. Не могу разделить это слово на другие понятия. Хотя меня часто спрашивают, что бы я выбрала – кино или музыку – если бы пришлось выбирать. Это сложный вопрос. Кино необходимо артисту для узнаваемости, сегодня это очень помогает актерам. Но в моей жизни главную роль занимает музыка. Во-первых, потому что я не могу не петь, во-вторых, я не могу не писать музыку – это для меня как вода. И уж конечно не могу существовать без сцены. Живые эмоции зрительного зала очень важны для артиста. А на своих концертах я ощущаю, что происходит взаимообмен эмоциями, что мы как бы плывём на одной волне со слушателем. Этого, увы, не бывает в кино. И в музыке я независима, сама выбираю, что мне петь, а в кино не мы решаем, что и когда нам играть. Сколько великолепных артистов закончили трагично свои жизни из-за того, что делали ставку именно на кино и по многу лет ждали серьёзных ролей, но увы не получали их…
Андрей Питерский, журналист
2008 год